Особенности сбора прозвищ в процессе учебно-исследовательской деятельности
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-4-18-31
Аннотация
Статья посвящена прикладным аспектам ономастики и связана с актуальной проблемой сбора современных прозвищ, с которой могут столкнуться обучающиеся (школьники и студенты) в рамках учебной исследовательской деятельности. В силу принципиальной невозможности зафиксировать все неофициальные антропонимы заострено внимание на вопросе об эффективности различных методов сбора материала, а именно: анкетирования и опроса как основных; беседы, наблюдения, выборки данных из различных источников как второстепенных. В частности, оговорена структура анкет, используемых автором в табличной форме, представлены подробные вопросники для сбора индивидуальных и коллективных прозвищ, разработанные автором с опорой на рекомендации предшественников и собственный опыт. Предложенные анкета и вопросники могут быть непосредственно внедрены в учебную исследовательскую деятельность в рамках научных проектов. Выявлены достоинства и недостатки каждого из методов. Оговорена специфика работы в условиях экспедиционного обследования сельских населенных пунктов и стационарного сбора данных. Затронут вопрос о паспортизации полученных материалов. Сделан вывод о том, что привлечение обучающихся к сбору ономастики в рамках учебно-исследовательской деятельности позволяет помочь в решении актуальных научных задач.
Об авторе
М. В. БоброваРоссия
Мария Владимировна Боброва, кандидат филологических наук, доцент, старший научный сотрудник
г. Санкт-Петербург
Список литературы
1. Беднарская Л. Д. Проектная деятельность на каждом уроке // Русский язык в школе. 2015. № 4. С. 6–9; № 5. С. 3–4.
2. Березович Е. Л. «Перед нами – дороги новые…»: размышления о работе Топонимической экспедиции Уральского университета в первое десятилетие xxI в. // Вопросы ономастики. 2011. № 2 (11). С. 70–88.
3. Боброва М. В. Материалы для словаря современных прозвищ жителей Пермского края. СПб.: Изд-во РХГА, 2020. 195 с. [Боброва 2020а].
4. Боброва М. В. О школьных прозвищах – в помощь учителю // Русский язык в школе. 2019. Т. 80, № 4. С. 24–30. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-4-24-30.
5. Боброва М. В. Проектная деятельность учащихся на материале прозвищ // Русский язык в школе. 2020. Т. 81, № 6. С. 14–22. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-6-14-22 [Боброва 2020б].
6. Боброва М. В. Прозвища как лингводидактический материал // Русистика. 2022. Т. 20, № 1. С. 22–34. https://doi.org/10.22363/2618-8163-2022-20-1-22-34.
7. Бондаренко М. А. Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка // Поволжский педагогический вестник. 2018. Т. 6, № 4 (21). С. 24–29.
8. Варникова Е. Н. Методические рекомендации по сбору зоонимического материала // Carelica. 2019. № 1 (21). С. 40–53. https://doi.org/10.15393/j14.art.2019.126.
9. Громова В. И. Организация работы над индивидуальным итоговым проектом по русскому языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 12 (66): в 4 ч. Ч. 4. С. 202–204.
10. Дмитриева Т. Н. Полевые топонимические исследования на территории бассейна реки Казым и их итоги // Вопросы ономастики. 2014. № 1 (16). С. 186–196.
11. Ерохина Е. Л. Воспитываем исследователей на уроках русского языка // Русский язык в школе. 2015. № 1. С. 17–21 [Ерохина 2015а].
12. Ерохина Е. Л. Методологические подходы к обучению субъектов исследовательской деятельности основам академической культуры // Казанский педагогический журнал. 2015. № 4 (111). С. 298–301 [Ерохина 2015б].
13. Захаров Д. М. Анкета-опросник для собирания географических названий (топонимов) на территории Кировской области // Наш край. Яранск, 2012. № 10. С. 107–109.
14. Ивашова Н. М. Топонимическая лексикография и методики сбора полевого материала (1900–1920-е гг.) // Вопросы ономастики. 2012. № 1 (12). С. 102–111.
15. Казяба В. В. К вопросу об отборе материала для антропонимических исследований никнеймов (на примере немецкоязычного интернет-сегмента) // Вопросы ономастики. 2020. Т. 17, № 1. С. 223–235. https://doi.org/10.15826/vopr_onom.2020.17.1.013.
16. Кюршунова И. А. Методические рекомендации по сбору антропонимического материала // Carelica. 2017. № 2 (18). С. 32–48. https://doi.org/10.15393/j14.art.2017.101.
17. Кюршунова И. А. Методические рекомендации по сбору и оформлению местных географических названий // Carelica. 2018. № 1 (19). С. 87–106. https://doi.org/10.15393/j14.art.2018.114.
18. Кюршунова И. А. Сбор и обработка антропонимических материалов // Методика полевых работ и архивное хранение фольклорных, этнографических и лингвистических материалов / отв. ред. В. П. Кузнецова. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2009. С. 114–126.
19. Макарова Т. И., Иванова А. А. Прозвища и фольклорный репертуар, с ними связанный // Полевые вопросники и исследовательские программы для собирания фольклора / под ред. Т. Б. Диановой. М.: Изд-во МГУ, 1999. 176 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.philol.msu.ru/~folk/old/sci&pub/voprtext.htm#prozvish (дата обращения: 06.05.2024).
20. Муллонен И. И. Полевые исследования по топонимике в Карелии // Вопросы ономастики. 2012. № 1 (12). С. 87–94.
21. Русинова И. И., Черных А. В. Коллективные прозвища жителей Пермского края // Вопросы ономастики. 2023. Т. 20, № 1. С. 56–79. https://doi.org/10.15826/vopr_onom.2023.20.1.004.
22. Соколова Ю. А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка // Русский язык в школе. 2008. № 3. С. 3–10.
23. Трубачёв О. Н. Предисловие главного редактора // Русская ономастика и ономастика России / под ред. О. Н. Трубачёва. М.: Школа-Пресс, 1994. С. 5–6.
24. Черникова Н. В., Расторгуева А. А. Разработка лингвокультурологического проекта как эффективная технология организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся // Русский язык в школе. 2023. Т. 84, № 3. 2023. С. 17–29.
25. Шкуричева Н. А. Прозвища и клички младших школьников // Начальная школа. 2013. № 10. С. 10–15.
26. Щербинина Ю. В. Личные и отыменные прозвища в исторической ретроспективе // Русский язык в школе. 2020. Т. 81, № 2. С. 83–87. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-2-83-87.
Рецензия
Для цитирования:
Боброва М.В. Особенности сбора прозвищ в процессе учебно-исследовательской деятельности. Русский язык в школе. 2024;85(4):18-31. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-4-18-31
For citation:
Bobrova M.V. Specific features of collecting nicknames in the process of academic work and research activity. Russian language at school. 2024;85(4):18-31. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-4-18-31